В журнале «Автоцентр» №47 от 19 ноября 2012 года вышла статья «Выбираем ГБО для Hyundai Sonata: Споем на газе». Вы можете ознакомится с ней по ссылке на электронный вариант журнала или прочитать ниже.
Hyundai Sonata предыдущего поколения с 2,4-литровым мотором и автоматической трансмиссией при нынешних ценах на топливо радует уже немногих. 13 литров на каждую сотню километров – повод задуматься об установке ГБО. Но какие есть варианты?
Рынок газобаллонного оборудования нынче предлагает для этой модели (Hyundai Sonata 2,4 АКП) более десятка вариантов, начиная с самого бюджетного (5800 грн. с установкой) ГБО и заканчивая премиальным голландским от таких известных компаний как Prins (ГБО четвертого поколения – 12000 грн.) и Vialle (ГБО пятого поколения: впрыск газа в жидкой фракции – 18000 грн.).
Владельцы корейских автомобилей обычно реже ориентируются на продукцию премиальных брендов, их больше интересует соотношение «цена/качество». Исходя из этого, наш анализ рынка позволил найти оптимальный вариант ГБО за 6500 грн., которое предлагает компания «Сервис Газ». При этом подбор основных элементов – электронного блока управления, редуктора и форсунок – делался с учетом нескольких критериев: надежность, мощность двигателя, оптимальная стоимость. Им соответствуют польско-итальянский блок управления Zenit Pro, итальянский редуктор Tomasetto-Arсtic, корейские форсунки Hana.
Электронные мозги
В качестве электронных «мозгов» газобаллонного оборудования для Sonata был выбран польско-итальянский блок управления Zenit Pro, который является совместным изделием компаний Autronic и Аuto-Gaz Centrum (AGC). По информации производителя, главной целью разработки этого ЭБУ была его надежная и корректная работа как с самой современной, так и с более старой автомобильной электроникой (системами впрыска). Данный блок управления работает по OBD-протоколу (подключается к OBD-разъему), т. е. дозирует топливо под потребности ЭБУ двигателя авто. В его программном обеспечении зашиты оптимальные пропорции дозировки газа по отношению к порциям бензина, которые определяет блок управления двигателем. При желании можно настроить подачу топлива по своему усмотрению, но и в этом случае предполагается функция самоадаптации под принудительные настройки. Этим также снижается вероятность возникновения проблем в случае ошибок настройщика. Процессор такого оборудования имеет «двойную» память – на случай повреждения программного обеспечения есть дубликат программы управления ГБО. В отличие от оборудования c аналогичным OBD-подключением в Zenit Pro нет дополнительного модуля стоимостью около 60 евро. Модуль OBD интегрирован в блок Zenit Pro, что снизило цену оборудования.
Так как система Zenit Pro работает с OВD-протоколами в комплексе с правильной подборкой других компонентов ГБО, это оборудование на газе обеспечивает эксплуатационные характеристики на уровне работы на бензине, поэтому разницу в езде почувствовать практически невозможно. При этом не стоит бояться подгорания клапанов и их седел на высоких оборотах. В таких режимах система вовремя добавляет порции бензина или полностью переходит на работу на бензине. Происходит это кратковременно для сохранения безопасной температуры как в камере сгорания, так и отработавших газов, которые при перегреве могут снизить ресурс лямбда-зонда и катализатора.
Важно то, что блок управления Zenit Pro с ОBD-протоколом требует минимальных настроечных работ как после монтажа, так и в процессе эксплуатации.
При пробеге около 2000 км в месяц срок окупаемости данного газобаллонного оборудования (цена 6500 грн.) для Sonata составит всего около полугода.
Мотор 2,4 л оснащен механическими регулировками тепловых зазоров клапанов, поэтому на газу их нужно проверять в два раза чаще. | |
Кнопка управления ГБО Zenit Pro, помимо указателя заполнения газового баллона, имеет индикатор неисправности газобаллонного оборудования. | В нишу запасного колеса Sonata предыдущего поколения помещается 56-литровый тороидальный газовый баллон. |
При пробеге около 2000 км в месяц срок окупаемости данного газобаллонного оборудования (цена 6500 грн.) для Sonata составит всего около полугода. |
Редуктор
Для 2,4-литрового двигателя Sonata мощностью 119 кВт (162 л. с.) наиболее оптимальным в списке редукторов оказалось итальянское изделие известного бренда Tomasetto (Tomasetto Achille Spa) – модель Arсtic AT-09, рассчитанная на моторы мощностью до 190 л. с. Этот одноступенчатый редуктор оснащен встроенным фильтром очистки газа и электромагнитным клапаном. Он имеет механизм дополнительного предварительного нагрева жидкой фазы газа на входе, что позволяет увеличить поток и температуру газа на выходе. Данный узел соответствует требованиям европейского стандарта ECE 67R-01.
Форсунки Hana N2000 с зеленой маркировкой предназначены для моторов мощностью 33–50 кВт на цилиндр. | Итальянский редуктор Tomasetto-Arсtic AT-09 предназначен для двигателей мощностью до 190 л. с. |
Металлический корпус ниши горловины бензобака позволил разместить газовый вентиль (1) здесь же, хотя и с накручиваемой удлиняющей насадкой (2). | |
В фильтре паровой фракции Certools в качестве начинки ипользован специальный поролон, который не боится агрессивной среды, а также имеет очень большую поверхность контакта с газом, чем обеспечивается эффективная очистка от грязи и других примесей. | Блок управления Zenit Pro разместили в непосредственной близости от блока управления штатной бензиновой системы питания. |
Форсунки
Из ассортимента форсунок выбрали уже проверенные корейские изделия Hana N2000 с зеленой маркировкой, т. е. под мощность 33–50 кВт на один цилиндр. Они предпочтительнее по целому ряду показателей. Во-первых, в своем классе имеют, пожалуй, наилучшую производительность, во-вторых, оптимальную цену, и в-третьих, они конструктивно схожи с бензиновыми форсунками, поэтому менее склонны к загрязнению и не требуют калибровки. Кстати, Hana – это корейский производитель газовых и бензиновых форсунок для корейских автомобилей. Поэтому качество и параметры данных узлов рассчитывались именно под их потребности, обеспечивая минимальный ресурс – 100 тыс. км.
Топливный бак
В качестве емкости для хранения газа выбираем 56-литровые турецкие тороидальные баллоны Tugra Makina, которые имеют допуск на установку на сборочных конвейерах автопроизводителей. Все производство этих баллонов сертифицировано в Украине. Для обеспечения безопасности газовой установки газовый баллон оснастили мультиклапаном Tomаcetto с электроклапаном, который при возникновении любых проблем (обрыв трубопровода, короткое замыкание и т. д.) перекрывает поступление газа в систему непосредственно в баллоне.
Влад Бубнов
Директор компании «Сервис Газ»
Подбирать ГБО для таких люксовых внедорожников – задача очень ответственная. Дело в том, что их владельцы – люди серьезные и, как правило, не терпят, когда вместо ожидаемого выигрыша в каком-либо деле имеют лишние проблемы. А экономия средств в данном случае оборачивается как минимум потребностью в частых поездках к специалистам с требованием устранить перерасход газа или причину загорания индикатора сheck engine на щитке приборов. Если на это просто не обращать внимание, как рекомендуют некоторые установщики, оправдывая свою безграмотность, можно получить даже прогар клапанов. А делать капремонт головок блока цилиндров в таких моторах – процедура дорогостоящая. Что касается стоимости ГБО, то грамотный, профессиональный монтаж, высококачественные комплектующие, начиная с основных узлов и заканчивая, например, изолентой 3М и гофрированной трубкой для электропроводки, не могут быть дешевыми.
Хорошая работа не может стоить дешево!
Пока комментариев нет.