Цель этой статьи – помочь правильно подобрать газобаллонное оборудование среднестатистическому потребителю, практически, ничего не знающему об этом.
Мы рассмотрим среднестатистический автомобиль с четырехцилиндровым двигателем объемом от 1,2 литра до 2,5 литра. Возраст автомобиля от 3 до 8 лет.
Как правило, увидев где-нибудь рекламу по установке ГБО с достаточно низкой ценой, потребитель обращается на СТО с целью установить за эту цену оборудование. Зачастую СТО не настаивает на более дорогом комплекте и берется, не глядя на автомобиль, устанавливать такой комплект оборудования. Что потребитель увидит, когда монтаж окончен и каким образом установочный центр достигает такой низкой цены?
Начнем с баллона. Безответственный и неправильный подбор баллона, наверное, тяжелее всего исправить. Давайте разберемся, какие вообще бывают баллоны. Вообще, баллонов есть два типа (мы рассматриваем пропан-бутановую установку).
Первыми рассмотри цилиндрические баллоны – из названия понятно, что они имеют форму цилиндра. Эти баллоны различаются длиной (от 500 мм до полутора метров) и диаметром ( 0т 224 мм до 457 мм). При правильном подборе на некоторых моделях автомобилей цилиндрический баллон может быть установлен красивее и компактнее чем тороидальный. Например, на некоторых модификациях Skoda Superb спинка заднего сидения не складывается, но глубина багажного отсека такова, что даже человек с ростом более двух метров едва способен дотянуться до этой самой спинки. В дальнем конце такого багажника теряется цилиндрический баллон на 65литров (диаметром 300мм и длиной 1022мм) без потери функциональности, спинка то все равно не складывается. По сути, в этом автомобиле запасное колесо, лежащее в багажнике, мешает больше чем цилиндрический баллон. Но зачастую в дешевой комплектации под установкой цилиндрического баллона подразумевается установка баллона объемом 50 литров (диаметром 300мм и длиной 802мм). Баллон не оптимального размера и не всегда в оптимальной позиции, как раз так, что детская коляска или чемодан уже не влезет, зато справа и слева от него место будет.
Тороидальные баллоны разработаны специально для установки на место запасного колеса. При выборе тороидального баллона необходимо учитывать, что они выпускаются как для внутреннего монтажа, так и для наружного (в случае если запасное колесо подвешено под багажным отделением) и это разные баллоны. Ассортимент таких баллонов огромен, начиная от 26-ти литров (520 мм диаметр и 180 мм высота) и заканчивая 114-ю литрами (720 мм диаметр и 330 мм высота, исполнение для наружного монтажа). Желательно, если уж мы жертвуем нишей запасного колеса, занять ее максимально. Но если Вы заказываете самый дешевый вариант, то получите баллон на 42 литра (600 мм диаметр и 200 мм высота) самый популярный и самый бюджетный, а у Вас, например, помещается баллон на 62 литра (680 мм диаметр и 225 мм высота). Мало того, что Вы «украли» у себя почти 40% запаса хода, но и оставили пустым место вокруг баллона и теперь там будет хлам скапливаться, а картонный пол багажника висит в воздухе и будет прогибаться. Итак, когда в огромной нише запасного колеса уже лежит малюсенький баллон, в само багажное отделение мы вкладываем полноразмерную запаску и обидно здесь то, что запаска «занимает места больше, чем помещается газа в баллон».
Мы, по сути, не говорим о том, что продаваемые на рынке Украины баллоны очень сильно рознятся по качеству, как и по весу. Недобросовестные производители могут изготовить баллон из более тонкого металла, что, безусловно, будет дешевле. Еще Вам могут предложить установить бывший в употреблении баллон из Европы, сейчас к нам много этого мусора везут, да именно мусора. Все дело в том, что в цивилизованном мире принят срок эксплуатации автомобильного газового баллона равный десяти годам. По истечению десяти лет баллон подлежит безусловной замене, такой период выбран не случайно. Все исходит из того, чтобы за указанный период нормальный сертифицированный баллон не успел потерять свои свойства и стать опасным, как при нормальной эксплуатации, так и в случае дорожно-транспортного происшествия, например. Не забывайте, что в течении этих лет на стенки баллона постоянно воздействовали перепады температур, внутренняя и наружная коррозия, а также циклические нагрузки при заправке и опустошении (вызывающие усталостные повреждения). По этим причинам после десяти лет эксплуатации автомобильные газовые баллоны идут на свалку, иногда вместе с автомобилями, где их радостно скупают наши «бизнесмены». Перед установкой такого баллона в автомобиль, баллон могут даже почистить и покрасить, но это не восстановит прочность и толщину стенок, он просто станет покрашенным мусором из Европы.
Перейдем к тому, что устанавливают под капотом.
Один из основных элементов ГБО – электроника. Под капотом автомобиля устанавливается электронный блок управления, раскладывается проводка, устанавливаются датчики. Задачей электроники является расчет необходимой порции топлива. Стоимость комплекта подкапотной электроники для четырехцилиндрового двигателя, в зависимости от модели и производителя, может отличаться более чем в два раза. И секрет здесь не в сроке гарантии, качестве платы, корпусе и стране происхождения. Электронный блок управления это ящик с инструментами для настройщика и чем больший ассортимент всевозможных функций электроника предоставляет, тем выше вероятность, что Ваш автомобиль будет настроен правильно. Правильно настроенный автомобиль не должен дергаться, у него не должна загораться лампочка ошибки, двигатель должен развивать одинаково хорошую тягу (такую же, как и на бензине) в любую погоду и т.д. К сожалению не все установщики газобаллонного оборудования умеют полноценно использовать этот набор, а некоторые и не собираются пытаться, потому, что для них критерием работы системы является факт работы мотора на газе, а как он работает неважно. В случае установки ГБО у таких специалистов действительно не важно, какую электронику они используют, они все равно из всего набора инструментов используют только «молоток». А если по сути – то даже недостаточно установить самую дорогую электронику, настройщик еще должен уметь ее настраивать. При установке ГБО по супернизкой цене, можете быть уверены, что будет установлена одна из самых дешевых электроник и неважно хватит ли инструментов для настройки вашего автомобиля или нет.
Практически любой автомобиль с любой электроникой как-то работать на газе будет, но возможно расход топлива будет завышен или систему придется подстраивать при смене погоды, на худой конец будет зажигаться ошибка двигателя, но работать автомобиль будет. Но все же, если есть возможность не экономить на электронике, не экономьте, берите электронику с богатым инструментарием. Хотя если правильная работа мотора на газе не является вашей целью, то для Вас комплекты электроники действительно отличаются только ценой.
Перейдем к исполнительным устройствам системы ГБО.
Редуктор-испаритель – один из важнейших элементов ГБО. У редуктора есть основные задачи: испарить жидкий газ, нагреть газ до рабочей температуры и подать в систему под рабочим давлением. Смесь пропана и бутана при испарении сильно остывает, и ее температура может понизиться даже до -40 градусов по шкале Цельсия, а к газовым форсункам газ необходимо подавать с температурой не ниже +10 градусов. А так же этот редуктор должен быть способен обеспечивать номинальное давление газа на выходе, в режимах максимального потребления. Поэтому для нашего, достаточно холодного, климата рекомендуется подбирать газовый редуктор с запасом по мощности от 15% до 50% в зависимости от особенностей автомобиля.
Но установив газовое оборудование «недорого», вы можете обнаружить под капотом своего 180 – сильного автомобиля 120-сильный редуктор. Нет работать система, конечно же, будет, особенно летом и особенно если не сильно давить на педаль акселератора. Но с таким редуктором на мощностных режимах двигателю может быть недостаточно топлива, что приведет к «соскакиванию» системы на бензин (электроника решит, что в баллоне газ закончился) либо к работе двигателя на обедненных смесях и зажиганию лампочки ошибки соответственно, что очень вредно для двигателя. Можно конечно ограничить диапазон работы мотора на газе на уровне 3500 об/мин. и сказать, что «газ для экономии, а не для гонок», но мне казалось, что в каком режиме эксплуатировать автомобиль решает хозяин автомобиля, а не установщик газового оборудования. Да и постоянные переключения туда — сюда могут не пойти на пользу автомобилю
И, наконец, газовые форсунки.
Далеко не все установщики понимают, что нельзя ставить какие угодно форсунки на какой угодно мотор. У каждой форсунки есть характеристики времени срабатывания, точности дозировки и производительности (мощности). Вот эти тонкости и вызывают у неопытных установщиков ступор, а иногда и опытных способны загнать в тупик. В зависимости от эксплуатационных характеристик, среди которых: общий ресурс, ремонтопригодность и страна изготовитель вообще не является значимыми параметрами, стоимость комплекта форсунок для четырехцилиндрового автомобиля может отличаться в четыре раза. Не волнуйтесь, в случае установки газового оборудования «недорого», вам поставят самые дешевые форсунки или почти самые дешевые, зато ремонтопригодные, причем регулярно, и способные пробежать более двухсот тысяч километров. Если на вашем автомобиле установлен вполне современный двигатель, одновременно вполне мощный и сравнительно экономичный с высокой точностью дозировки топлива – он заставит работать ваши недорогие, но ремонтопригодные форсунки в таких режимах, для которых инженеры их не проектировали. В этих режимах точность дозировки будет едва укладываться в ±20% и это без учета поправки по полнолунию. И опять же на таких газовых форсунках ваш автомобиль заработает на газе и даже поедет. И ездить будет вполне неплохо, правда может быть перерасход газа, и лампочка ошибки будет периодически сообщать, что мы в смесь не попадаем, и катализатор плохо работает. Вероятнее всего и подергивания будут, но если ездить аккуратно то, скорее всего вы их не заметите и последствий для мотора, если ездить аккуратно, будет меньше.
Справедливости ради необходимо ответить, что такой недорогой комплект будет вполне неплохо работать на десятке жигули и на некоторых других автомобилях, а на Ланосе уже не будет, но это специфика. Если попытаться подбить статистику то выйдет, что для 20% моделей автомобилей такой комплект будет вполне подходить, до 30% моделей автомобилей смогут вполне сносно работать на таком комплекте при некотором мастерстве установщиков.
Естественно, что человек, так установивший раз в жизни газовое оборудование, будет и сам не рад и другим в красках все опишет, а если так газовое оборудование установлено у целой группы людей, то вероятно они решат, что так оно работает у всех и так и должно быть.
С противоположной стороны существуют люди, которые выслушав такие страшные истории, решают, что надо установить самое дорогое газобаллонное оборудование, и оно точно будет работать хорошо. Это мнение также ошибочно, так как дорогим оборудование может быть не обязательно потому, что оно хорошее, а хотя бы потому, что его везут издалека и там где оно производиться дорого стоит труд, а при ближайшем рассмотрении ничего особенного.
Тогда часть людей пытается самостоятельно во всем разобраться, изучить кучу форумов в интернете и далее требовать от установщика какой-то комплект оборудования, который, по отзывам вроде должен хорошо работать. Ну, этот подход конечно лучше поиска самого дешевого потому, что «везде все одинаковое» или напротив самого дорогого «чтобы точно все хорошо работало». Но этот подход также неверен по ряду причин. Не будьте уверены, что вы за две недели чтения форумов в интернете разберетесь в тонкостях установки газобаллонного оборудования, когда многие установщики с этим не разобрались за годы ежедневной работы. Кроме того, часть информации на форумах просто не соответствует действительности хотя бы потому, что советчиком может, выступать такой же дилетант, как и вы, просто опережающий вас на неделю или человек которому просто повезло с установщиком. Мало просто выбрать комплект оборудования, необходимо еще, чтобы установщик умел с ним работать, а иначе работать оно будет также как и «недорогой» комплект, зато у установщика будет возможность сослаться на выбранное вами оборудование.
Если Вы собираетесь установить газобаллонное оборудование, то вам надо не комплект правильно выбрать, а установочный центр, который сам правильно выберет комплект, правильно его установит, и потом будет обслуживать ваш автомобиль. А вот в этом мы попытаемся вам помочь.
Для того, чтобы облегчить Вам муки выбора, на нашем сайте есть список установочных центров, расположенных по всей стране, которые, по нашему мнению, умеют устанавливать реализуемое нашей фирмой оборудование. Люди, находящиеся в списке на нашем сайте не только прослушали обучение, а также являются, по мнению специалистов нашей службы технической поддержки достаточно квалифицированными. Для того, чтобы не рекламировать случайные установочные центры с низкой культурой производства, мы принимаем жалобы по этому адресу: support@s-gas.com.ua .
Если же по каким-то причинам вы не доверяете нашему списку или в нем нет удобного для вас установочного центра, воспользуйтесь следующими советами. Стаж установщика не подтверждает его квалификацию, потому, что седина это признак старости, а не мудрости. Если установщик отказывается устанавливать на ваш автомобиль оборудование в какой-то недорогой комплектации – это не потому, что он «зажрался», возможно, он просто, что-то знает. Если установщик без пререканий соглашается ставить на ваш автомобиль оборудование по низкой цене, как в рекламе, значит либо у вас один из тех 20% автомобилей, либо ему по сути все равно, что ставить, куда ставить, и как оно потом работать будет. Для нормальной настройки газобаллонного оборудования необходимо прокатиться на автомобиле хотя бы полчаса, если же установщик утверждает, что в этом нет никакого смысла и, что у него все всегда хорошо настраивается на стоящем автомобиле, значит он, скорее всего не понимает разницы. Не оценивайте масштаб СТО по тому, сколько автомобилей стоят в очереди перед боксом на обслуживание, как правило, это показатель того, что есть толпа клиентов, которая ездит к ним, что-то подкрутить, как на работу. У таких установочных центров гарантия может означать не то что Ваш автомобиль будет в течении гарантийного срока хорошо работать и не морочить голову, а то что они просто будут с ним бесплатно возиться пока гарантия не закончится. И не оценивайте СТО по рассказам о том, какие дорогие автомобили им приходилось устанавливать, это совершенно не означает, что они их нормально сделали, а люди на дорогих авто тоже совершат в жизни ошибки.
Удачи Вам и надеемся эта статья и наш список проверенных установочных центров сбережет ваши нервы и деньги.
Пока комментариев нет.