• 063-625-75-75
  • 066-625-75-75
  • 068-625-75-75

ГБО на Nissan Qashqai: Охота сэкономить

В журнале «Автоцентр» №21 от 22 мая 2012 года вышла статья «ГБО на Nissan Qashqai: Охота сэкономить». Вы можете ознакомится с ней по ссылке на электронный вариант журнала или прочитать ниже.

Цена на бензин уже давно не радует. Разумная альтернатива для уменьшения затрат на топливо – установка газобаллонного оборудования. Однако автовладельцы не всегда бывают довольны полученным результатом. Мы попробовали найти оптимальный по цене и качеству вариант на примере переоборудования Nissan Qashqai. И вот что получилось.

Кашкай 1

Как показывает опыт, эффективность использования газобаллонного оборудования (ГБО) в легковых автомобилях примерно на 80% зависит от правильности его монтажа и настройки. Высококлассных специалистов в этой отрасли в Украине не так уж много, но некоторых из них мы знаем и оборудование подбирали, проконсультировавшись с ними. Для нашей машины наиболее оптимальным оказалось ГБО Zenit Pro, устанавливаемое компанией «Сервис-Газ». Анализ его характеристик, компонентов и возможностей позволил выявить целый ряд преимуществ. Самое главное – вполне доступная цена – 6825 грн. с установкой. Комплектующие выбранного газобаллонного оборудования соответствуют требованиям ЕС ООН R-67-01 для пропан-бутана. При этом каждый его элемент имеет определенные индивидуальные особенности.

Кашкай 2

Газовый редуктор – Autogaz Centrum Vito, изделие бренда AGC. Его цена немного ниже, чем на продукцию Tomasetto и аналогична Alaska. А по отношению к сжиженному газу он обладает большими испаряющими и подогревающими возможностями, что, при сохранении потребительских характеристик, снижает расходы на монтаж ГБО. Кстати, в середине года появится обновленная версия Vito, в которой реализованы пожелания установщиков: улучшены производительность, удобство обслуживания и др.

Кашкай 3

Форсунки в данном комплекте ГБО предпочтение отдали популярным на рынке корейским газовым форсункам Hana 2000. При оптимальной цене они имеют, пожалуй, наилучшую производительность в своем классе. Hana 2000 конструктивно схожи с бензиновыми форсунками. Они не склонны к загрязнению и не требуют калибровки. Штуцеры их удлинителей врезали в пластмассовый впускной коллектор максимально близко к бензиновым форсункам, чтобы оптимизировать процесс подачи газа в цилиндры.

Кашкай 4

Блок управления, сердце любого ГБО – электронный блок управления, который «отвечает» за работоспособность оборудования. С помощью его программного обеспечения и специалистов-настройщиков обеспечивается регулирование подачи газа. Чаще всего делают это установщики, а поскольку высококлассных специалистов очень мало, эту операцию нередко выполняют неправильно. В то же время обогащение и обеднение смеси значительно повышает температуру процесса сгорания, а затем – отработавших газов, что провоцирует подгорание выпускных клапанов, снижение ресурса лямбда-зонда, катализатора и др. Собственно, для исключения таких моментов мы и сделали ставку на польско-итальянское оборудование Zenit Pro с итальянской электроникой Autronic S.R.L. Этот блок управления работает по OBD-протоколу (подключается к OBD-разъему), т. е. дозирует топливо под потребности ЭБУ двигателя авто. В его программном обеспечении зашиты оптимальные пропорции дозировки газа по отношению к порциям бензина, которые формирует блок управления двигателем. При желании можно настроить подачу топлива по своему усмотрению, но и в этом случае предусмотрена функция самоадаптации под принудительные настройки. Этим также снижается вероятность возникновения проблем в случае ошибок настройщика. Процессор данного оборудования имеет «двойную» память: на случай повреждения программного обеспечения есть дубликат программы управления ГБО. В отличие от оборудования c аналогичным OBD-подключением в Zenit Pro нет дополнительного модуля по цене около 60 евро. Модуль OBD производитель интегрировал в блок управления ГБО, что снизило стоимость оборудования.

Мультиклапан обеспечивает безопасность газовой установки и размещается в газовом баллоне. Мы использовали мультиклапан Tomoceto с электроклапаном. При возникновении любых проблем (обрыв трубопровода, короткое замыкание и т. д.) доступ газа отключается не клапаном в моторном отсеке, а непосредственно в баллоне. Используется 56-литровый тороидальный баллон турецкого бренда Tugra Makina. Кстати, все производство этих баллонов сертифицировано в Украине. Есть допуск на установку данных баллонов и на сборочных конвейерах.

Кашкай 5 Кашкай 6
В Евросоюзе допустима только установка мультиклапанов, оборудованных электроклапаном. Заправочный вентиль вывели в лючок бензобака, причем даже не требуется вкручивание переходника при заправках.

Свои особенности есть и у кнопки управления ГБО Zenit Pro. Теперь на ней, помимо индикатора полноты газового баллона, имеется индикатор неисправности газобаллонного оборудования, что позволяет своевременно обращаться в специализированный сервис. Чтобы исключить влияние внешних факторов на электрические разъемы, в данном комплекте используются герметичные автомобильные электрические разъемы типа Molex.

Кашкай 7 Кашкай 8
Кнопку управления разместили на видном месте – на консоли между передними сиденьями.

Фильтры для очистки газа установили два фильтра: в корпусе редуктора – фильтр механических частиц (грубой очистки) , а в трубопроводе (1) от редуктора к форсункам – фильтр-отстойник паровой фракции (2). Последний – фирмы Matrix – позволяет очистить газ от конденсата, который способен ухудшить работу форсунок (при остывании конденсат превращается в лакоподобное вещество, блокирующее ход штока форсунки).

Кашкай 9 Кашкай 10

Кашкай 11

Топливопроводы. Имея опыт регулярной чистки фильтра ГБО, в котором применяются медные трубки, для нашего авто мы использовали пластиковую трубку Faro (Италия). Она выдерживает давление до 250 бар, сертифицирована автопроизводителями, не горит и легко поддается гибке, что ускоряет процесс установки в разы. Медная трубка сложнее в монтаже, но самое главное – присутствующая в газе (пропан-бутане) кислота способствует окислению меди. Продукты окисления впоследствии попадают в фильтр, требуя его частой замены. В случае с пластиковыми трубопроводами фильтры меняют намного реже, а это тоже экономия. Шланги для обогрева редуктора – Semperit, для подачи газа – Parker.

Результат

На установку оборудования Zenit Pro ушло около шести часов, после чего автомобиль уже не требовал дополнительного обращения на сервис для настройки ГБО. Первые недели эксплуатации переоборудованного Qashqai оставили только положительные впечатления – затраты на топливо снизились более чем на треть. Хотя расход газа оказался больше, чем бензина – 11,5-12,0 л/100 км против 11 л/100 км, но более низкая цена пропан-бутана как раз и дала существенный выигрыш в расходах на топливо. Окупаемость ГБО – до одного года.

Окупаемость ГБО Zenit Pro с затратами на ТО
Средне­суточный пробег, км Период окупаемости, месяцы
50 8,2
80 5,3
110 3,9
140 3,3
Пока комментариев нет.