В журнале «autoExpert» №2 2015 года вышла статья «Экономия на двух видах топлива «. Вы можете ознакомится с ней по ссылке на электронный вариант журнала или прочитать ниже.
Компания «Изотоп Прибор Сервис» завершила цикл испытаний двухтопливной газодизельной установки. В ходе испытаний была достигнута ранее заявленная степень замещения дизтоплива порядка 40-45%.
При установке газового оборудования на большегрузные дизельные автомобили, особенно последних модификаций, требуются глубокие знания в области дизельной аппаратуры и работы всех систем управления. НПП «Изотоп Прибор Сервис» специализируется на работе с автомобильной электроникой начиная с 2005 года и является эксклюзивным тест-дистрибьютором производителя автомобильных систем диагностики фирмы CoJali S.A. с 2009 года. Этот опыт позволил разработать уникальную программу перевода коммерческих автомобилей на двухтопливный газодизель, при которой блок управления подачи газа интегрируется в действующую систему управления движением и двигателем автомобиля.
Газовая аппаратура на MAN TGS
Разработаны специальные топливные карты не только под распространенные модели автомобилей MB, Renault, VOLVO, MAN, DAF, но и под конкретные условия их эксплуатации. В зависимости от того, с какой загрузкой и по каким дорогам преимущественно передвигается автомобиль, регулируется оптимальная степень замещения дизельного топлива газом. Так, для автомобилей, работающих в аграрном секторе и перевозящих тяжелые грузы, «полка крутящего момента» максимально смещается в сторону низких оборотов.
Удалось решить ряд проблем, с которыми сталкивались многие переоборудованные автомобили, особенно серий Евро-4, 5, где система подачи дизельного топлива связана с работой многих систем. В таких автомобилях для корректного изменения подачи дизельного топлива необходимо вносить изменения в работу всех систем автомобиля и возвращать эти параметры обратно при переходе на работу только на дизельном топливе. На автомобилях серий Евро-4 и выше осуществляется изменение работы (перепрошивка) бортового компьютера и блока управления двигателем для исключения проблем с дожигом в катализаторе, преднагревателем и передозировкой впрыска мочевины в системе ADblue. Все это необходимо, чтобы обеспечить максимальный экономический эффект от установки ГБО.
С целью обеспечения максимальной экономии предусмотрены два способа изменения режима работы двигателя. При желании двигатель может быть легко перенастроен специалистами «Изотоп Прибор Сервис» с одного режима на другой.
Первый способ – с увеличением мощности и крутящего момента. За счет совместного использования двух видов топлива мощность не только не теряется, а даже наблюдается некоторый ее прирост за счет особенности процесса горения топлива. Дизельное топливо воспламеняется взрывообразно, а газ горит дольше и фактически дополнительно «подталкивает» поршень в цилиндре во время рабочего хода. Если водитель умело использует возросшую мощность, не злоупотребляя ею, в этом режиме также достижим максимальный уровень экономии дизтоплива.
Второй способ – настройка на максимальную экономичность путем эмуляции датчиков, в том числе в топливной рейке, по определенным графикам. Сохраняется прежняя мощность и максимальная величина крутящего момента. Это происходит за счет большей степени изъятия дизтоплива из смеси, без увеличения подачи газа в сравнении с первым вариантом. Такой подход предпочтительнее для предприятий, которые меньше полагаются на водителей в деле экономии топлива.
Помимо прямой экономии на топливе, двухтопливный газодизельный режим имеет и другие преимущества. Так, ресурс двигателя несколько увеличится, поскольку горение газа в сравнении с дизтопливом равномернее. Газ не содержит в отличие от дизельного топлива посторонних примесей, в частности серы, что дополнительно позволяет увеличить реальный интервал замены масла — несмотря на тяжелые условия эксплуатации приблизить его к максимальным значениям, указанным автопроизводителем. Поскольку газодизельный двигатель работает более «мягко», уровень шума снизится на 10-15 Дб.
Установка газовой аппаратуры на DAF XF95
Изношенная штатная топливная аппаратура не является препятствием для установки газовой. Напротив, переход в двухтопливный режим позволит компенсировать ее износ и вернуть автомобилю прежние характеристики. Снижение давления в «низком» контуре штатной топливной системы компенсируется снижением потребности двигателя в дизтопливе. Ухудшение качества распыла дизтоплива инжекторами перестает оказывать влияние на ходовые характеристики, поскольку медленнее сгорающий газ «дожигает» даже крупные капли солярки. Зимой, когда загустевшее дизтопливо тяжелее подтягивается насосом, газ также облегчает работу топливной системы.
Расчет окупаемости перевода ТС на двухтопливный газодизель
Средний расход дизельного топлива на тягаче (например MAN серии TG) составляет 30-35 л ДТ. За основу расчета примем 33 л – норму, установленную многими предприятиями. В переоборудованном двигателе в зависимости от режима работы (тяговая нагрузка) осуществляется следующее замещение дизельного топлива:
• 30% на тяжелых режимах работы (разгон и движение под укос);
• до 70% в стабильном режиме движения с удержанием скорости.
В среднем получены данные замещения дизельного топлива порядка 40-45%. Данные параметры «Изотоп Прибор Сервис» удалось получить в результате тесного сотрудничества с производителем систем управления впрыском газа для дизельных двигателей и нашим опытом работы с электронными системами управления дизельными двигателей различных производителей транспортных средств.
Средний процент замещения дизельного топлива составляет 40%. Стоимость газового топлива колеблется около 50% от стоимости дизельного топлива. Результатом становится 20-22% экономии на топливных затратах (без учета повышение ресурса двигателя и уменьшения использования мочевины в современных системах снижения токсичности двигателей Евро 4-5).
По состоянию на 1.04.2015 стоимость дизельного топлива составляет примерно 21 грн./л. При стандартном расходе 33 л на 100 км затраты на топливо составляют 693 грн. на 100 км пути. 20% экономии составляют 138,6 грн. на 100 км пути.
Стоимость переоборудования 1 автомобиля составляет около 2000 евро. Установка оборудования осуществляется под ключ с полной регулировкой топливной аппаратуры и включает предоставление полного комплекта документов для регистрации транспортного средства в органах автомобильной инспекции и прохождения сертификации для международных перевозок.
Установка комплектующих от европейского производителя ГБО с соблюдением всех требований производится украинскими специалистами, знаниям которых могут позавидовать даже европейские коллеги
Полная окупаемость установки газодизельной установки составит не более – 41 тыс. км пробега грузового автомобиля, или установка окупится за один цикл ТО грузового автомобиля (примерно 40 тыс. км). В этом расчете не принимается во внимание увеличение срока службы моторного масла на 5-10% за счет отсутствия в газе серы и других примесей. Средний годовой пробег коммерческого грузового автомобиля составляет от 100 до 150 тыс. км – в этом случае срок окупаемости составит не более 5 месяцев.
DAF XF105 до и после установки газовой аппаратуры
Данные расчеты будут действительны для любых цен на сжиженный газ и дизельное топливо, поскольку их ценовое соотношение практически постоянно из-за особенности технологического процесса получения сжиженного нефтяного газа, как продукта переработки нефти.
«Изотоп Прибор Сервис» гарантирует получение максимального экономического эффекта от дооборудования автомобилей газовой аппаратурой за счет индивидуального подхода к работе с каждым автомобилем с учетом режима его эксплуатации: зерновоз, автомобиль для региональной дистрибуции или магистральный тягач.
Пока комментариев нет.