ГБО — бомба замедленного действия или миф?
Сеть Интернета пестрит множеством видео, в которых засняты взрывы автомобилей с установленным ГБО. По этому вопрос об безопасности ГБО поднимается довольно часто. Многие установщики отвечают, что это все враньё и ГБО безопасно, но не могут аргументировать своё мнение. Конечно, сомнения остаются, так как если установщик ГБО и знает о проблемах, то сообщать про них их не в его интересах.
Давайте же вместе разберёмся в этой теме, основываясь на законы физики и научные факты.
Есть два вида газа для работы автомобилей на газе — метан или пропан-бутан.
Метан — природный газ, который хранится в баллонах в сжатом состоянии. Рабочее давление в баллоне для метана составляет 200-250 атмосфер.
Пропан-бутан — газ, который получают с нефти и сконденсированных нефтяных попутных газов. Рабочее давление в баллоне с пропан-бутаном 16 атмосфер.
Почувствовали разницу рабочего давления? Больше чем в 10 раз.
В основном «печальные» видео связаны именно с метаном из-за высокого давление при котором он хранится.
Наша сеть по установке ГБО занимается переоборудование автомобилей для работы на пропан-бутане. Давайте рассмотрим эту смесь газов поподробней:
Давайте рассмотрим что происходит с баллоном в случае ДТП. Немецкая компания, которая занимается краш-тестами автомобилей, сделала краш-тест автомобиля с установленным ГБО
Если Вы все еще сомневаетесь в надежности баллона, то предоставляем Вашему вниманию Краш-тест непосредственно баллона заполненного водой
Как видите с баллоном ничего не случится. Вы можете сказать, что аварии бывают и пострашнее и может произойти разгерметизация баллона. Давайте подумаем, что произойдет. Температура кипения пропан-Бутана при атмосферном давлении -42 градусов по Цельсию. Что бы смесь пропан-бутана оставалась в жидком состоянии, её хранят под давлением 16 атмосфер. Это связано с тем, что температура кипения жидкости связана с давлением, которое действует на эту жидкость. Подробней об этом можно прочитать здесь и здесь.
В случае разгерметизация баллона пропан-бутан начнёт испаряться и для взрыва понадобиться достаточная плотность газа и искра для запала. Но так ли легко разгерметизировать баллон с пропан-бутаном? Давайте посмотрим отрывок из одной из серий знаменитой передачи «разрушители легенд».
Как видите толщина стенки баллона достаточная что бы выдержать выстрел из пистолета в отличии от бензинового бака. Так что в этом вопросе газ даже безопасней бензина. Но стоит забывать что баллоны не долговечны. Всегда присутствует такой фактор как усталость материала (ссылка на wikipedia). По европейских нормам срок эксплуатации баллона для пропан-бутана 10 лет, далее баллон необходимо утилизировать. Но утилизация стоит денег и всегда находятся «бизнесмены» с менее развитых стран, которые готовы купить списанные баллоны для перепродажи на рынке своей странны. К сожалению, в Украине тоже находятся такие «бизнесмены», которые слегка реставрируют такие баллоны и закидывают на местный рынок. Прочность таких баллонов сомнительна, так как срок рекомендуемый заводом-производителем они уже отходили и дальнейшая эксплуатация ложится на страх и риск владельца автомобиля. В нашей сети СТО мы устанавливаем только новые баллоны, что подтверждают сертификаты качества, которые мы выдаём вместе с пакетом документов после установки ГБО.
Вернёмся к нашим баллонам. Многие, кто уже эксплуатируют автомобили с ГБО знают что заправлять баллон полностью запрещено и необходимо оставлять 20% объема баллона для паров пропан-бутана. Это делается для того, по тому что при нагреве баллона пропан-бутан начнёт испаряться и ему надо для этого место. К сожалению, некоторые установщики ГБО могут предлагать убирать «отсекатель», который отвечает за эту функцию, чтоб при заправке в баллон заходило больше газа. Человек, который не в курсе для чего это нужно обычно соглашается, так как он слышит только положительный эффект что при заправке будет заходить больше газа и на заправку можно будет ездить реже и вроде бы это ничем не чревато(по тому что о темной стороне ему никто не говорит). В нашей сети СТО безопасность клиента стоит на первом месте, по этому таких манипуляций с мультиклапаном мы не проводим, даже по желанию самого клиента.
Вернемся к тому для чего нужно паровая подушка и что может случиться если баллон сильно нагреется(ДТП с возгоранием вокруг баллона) и 20% объема не хватит для испарения пропан-бутана и внутреннее давление начнёт расти? В этом случае надо вспомнить, что в баллон устанавливается мультиклапан. Главным узлом в ГБО, который отвечает за безопасность является мультиклапан. Давайте рассмотрим его подробней — в нем встроено много клапанов и у каждого своя функция:
скоростной клапан, в случае обрыва магистрали перекрывает подачу газа
обратный клапан наполнительного канала, предотвращает выход газа через заправочный канал
поплавок, не даёт заправить баллон больше чем на 80% от объема баллона
аварийный клапан при превышении допустимого давления, периодически сбрасывает небольшую дозу паровой фазы
аварийный клапан при превышении допустимой температуры выпускает небольшую постоянную дозу паровой фазы для того что бы уменьшить давление в баллоне
электромагнитный клапан, перекрывает подачу газа при отключении системы ГБО или при выключении зажигания. Данный клапан есть не на всех мультиклапанах (в нашей сети СТО устанавливают мультиклапана, только с такой катушкой).
Как правильно отрабатывает мультиклапан при пожаре Вы можете увидеть на следующем видео, продолжении краш теста немецкой компании
После всего увиденного и прочитанного Вы сами можете сделать вывод, какая из систем безопасней, газовая или штатная бензиновая.
Пока комментариев нет.