В журнале «Автоцентр» №10 от 3 марта 2013 года вышла статья «ГБО для Mitsubishi Lancer: «Ланселоты» сдаются…». Вы можете ознакомится с ней по ссылке на электронный вариант журнала или прочитать ниже.
…и переходят на газ. Но могут ли горячие владельцы двухлитровых Mitsubishi Lancer, этих дальних родственников Evolution, рассчитывать на то, что установка газобаллонного оборудования не заставит их растерять свои спортивные амбиции?
Около 10 лет назад на выставке «Автомеханика» во Франкфурте-на-Майне меня поразила тюнингованная «пятерка» BMW, оборудованная… газобаллонной установкой. Утверждение о том, что на газе мощность двигателя снижается, как-то не ассоциировалось с тюнингом, где практически всегда идет борьба за каждый дополнительный ньютоно-метр и каждую «лошадку» под капотом. С тех пор много воды утекло, и, как показывает практика, сегодня ГБО достигло уровня, позволяющего исключить проблемы, иногда имевшие место в прошлом. А комплексный подход к вопросу (специальное программное обеспечение ЭБУ под газ, вариаторы опережения зажигания, системы смазки клапанов и т. д.) позволяют ДВС демонстрировать на газообразном топливе такие же характеристики, как и на бензине. Но вернемся к выбору ГБО Mitsubishi Lancer, владельцы которых тоже хотят экономить на горючем, не теряя при этом возможности ездить активно. В этом нам помогут специалисты уже известной читателям СТО компании «Сервис Газ Украина».
При пробеге около 2000 км в месяц срок окупаемости данного газобаллонного оборудования (цена 6500 грн.) для Lancer составит чуть больше полугода.
Хранилище газа
В качестве топливного бака выбираем 42-литровый турецкий тороидальный баллон Tugra Makina. Он сертифицирован в Украине, а главное, имеет допуск на установку на конвейерах автопроизводителей. Для обеспечения безопасности ГБО баллон оснащен мультиклапаном Tomаcetto с электроклапаном. Последний установлен на баллоне и при обрыве трубопровода, коротком замыкании и т. д. перекрывает подачу газа в систему в самом начале его пути в топливопроводы.
Ниша горловины бензобака благодаря металлическому корпусу позволила разместить газовый вентиль (на фото слева) здесь же, хотя и с накручиваемой удлиняющей насадкой (на фото справа). |
Высокопроизводительные форсунки
Для оптимальной по времени подачи газа в цилиндры, от которой зависят реакции на нажатие педали акселератора, форсунки разместили максимально близко к впускным клапанам. |
Для данного автомобиля выбор форсунок вполне логичен – это корейские Hana N2000 (с зеленой маркировкой под мощность 33–50 кВт на один цилиндр). Данные изделия, пожалуй, наиболее производительные в своем классе, продаются по оптимальной цене, а при своей конструктивной схожести с бензиновыми форсунками менее склонны к загрязнению и не требуют калибровки. Производит эту продукцию корейская компания, выпускающая и бензиновые форсунки для корейских автомобилей. А обещанный их ресурс – минимум 100 тыс. км.
ЭБУ со спортивной адаптацией
Оптимальным для данной модели авто является электронный блок управления Zenit Pro – совместный продукт компаний Autronic и Аuto-Gaz Centrum (AGC). В нашем случае он интересен тем, что при желании «погоняться» автоматически переключает топливную систему на бензин. Причем делает это по довольно интресному алгоритму – с 3,5 до 4,5 тыс. оборотов осуществляется довпрыск бензина, а после 4,5 тыс. оборотов вообще переходит на бензин. Так исключается самый неблагоприятный режим работы на газе на высоких оборотах, когда возможно подгорание клапанов, перегрев лямбда-зонда и катализатора. Блок обеспечивает очень корректную работу на газе, так как функционирует по OBD-протоколу (подключается к OBD-разъему), т. е. дозирует топливо под потребности ЭБУ мотора. В комплексе с правильной подборкой других составляющих ГБО это обеспечивает эксплуатационные характеристики на газе, равноценные работе на бензине, поэтому разницу в характере езды ощутят единицы. При желании топливоподачу можно подкорректировать. А для исправления ошибок настройщика внедрена функция самоадаптации под принудительные настройки. В Zenit Pro в отличие от аналогичных ЭБУ с OBD-подключением интегрирован OBD-модуль, что снизило цену системы.
Кнопка управления имеет индикатор неисправности ГБО. | Процессор ЭБУ Zenit Pro оснащен «двойной» памятью с дубликатом программы управления ГБО на случай повреждения основной программы. |
Редуктор
Для 2,0-литрового 135-сильного двигателя Lancer хорошо подходит итальянский газовый редуктор Tomasetto Arсtic AT-09 (соответствует евростандарту ECE 67R-01) с производительностью под моторы до 190 л. с. Он имеет встроенный фильтр очистки газа, электромагнитный клапан, механизм дополнительного предварительного нагрева жидкой фазы газа на входе. Последний повышает поток и температуру газа на выходе.
Вячеслав Чередниченко
Владелец Mitsubishi Lancer 2,0
Перейти на газ решил в целях экономии. Установили ГБО в течение дня. Качество никаких нареканий не вызывает. Существенную разницу в затратах на топливо ощутил после двух недель эксплуатации при больших пробегах. На газе двигатель работает гораздо тише, с бензина на газ (и в обратном порядке) переключается плавно и незаметно. Что касается мощности, никаких потерь не заметил. Иногда я люблю активно ездить и соревноваться с коллегами. После установки ГБО проигрыша не чувствую, так как при раскручивании двигателя до высоких оборотов он автоматически переходит на бензин. Вспоминаю бензин по 11–12 грн., как страшный сон. Теперь всем знакомым советую установить газобаллонное оборудование.
Влад Бубнов
Директор компании «Сервис Газ»
Mitsubishi – уважаемая и привязанная к газу марка, одна из первых массово заполонившая пространство СНГ. Самыми популярными были «прожорливые» Pagero и Galant, на которые ставят ГБО уже добрый десяток лет. Позже появился Lancer. И хотя все в этом автомобиле двигатель 2,0 л прост и надежен, он тоже не является идеалом экономичности с расходом топлива около 11 литров на сотню в городе. Особого обслуживания требуют только двигатели семейства miveк, в которых зазоры клапанов регулируются каждые 30 тыс. км согласно рекомендациям производителя. Есть и моторы с обозначением GDI – с непосредственным впрыском бензина. Ими оснащены модели Carisma 1,6 л и Pagero 3,5 л. Установка на них газобаллонного оборудования, как правило, приводит к выходу из строя бензиновой системы впрыска. А в остальном Mitsubishi на газе – это очень выгодное решение проблем с расходами на топливо.
Пока комментариев нет.